Исследование поведенческих факторов сельхозпроизводителей по вовлечению в оборот заброшенных сельскохозяйственных земель: Пример Республики Бурятия
Study of farmer’s behavior in recultivation of abandoned farmland: Example of the Republic of Buryatia
Alexander Prishchepov,
Elena Ponkina,
Zhanli Sun,
Miroslava Bavorova and
Olga Yekimovskaja
EconStor Open Access Articles and Book Chapters, 2021, vol. 17, issue 3, 59-102
Abstract:
Несмотря на ожидаемую нехватку пригодных для расширения сельскохозяйственного производства земель в мире, процессы забрасывания сельскохозяйственных земель широко распространены. Вовлечение в оборот некоторых неиспользуемых в настоящий момент сельскохозяйственных земель может способствовать раскрытию аграрного потенциала территорий. Однако в настоящее время детерминанты, влияющие на вовлечение в оборот заброшенных земель, изучены недостаточно. Для лучшего понимания поведенческих факторов среди сельхозпроизводителей, связанных с вовлечением в оборот заброшенных сельскохозяйственных земель, исследование было сфокусировано на одном из регионов России - Республике Бурятия, где процессы забрасывания сельскохозяйственных земель широко распространены, а практики сельскохозяйственного производства могут иметь региональную специфику. В рамках исследования в 2018 г. было проведено 149 очных интервью с сельскохозяйственными производителями в Республике Бурятия, по результатам которых заполнялись структурированные анкеты. Анкета включала сведения о социально-экономических характеристиках сельскохозяйственных производителей, вопросы о том, как опрашиваемые оценивали уровень коррупции как барьера, препятствующего вовлечению в оборот заброшенных земель, и каковы поведенческие намерения сельхозпроизводителей относительно сельскохозяйственного землепользования в ближайшие пять лет. Выраженное намерение сельхозпроизводителя использовать заброшенный земельный участок выступило в качестве целевой моделируемой переменной в байесовской сети, а климатические и социально-экономические переменные - в качестве факторов. Анализ показал, что одним из значимых барьеров, препятствующих вовлечению в оборот заброшенных земель, выступило субъективное восприятие коррупции, ассоциируемой с нечестным принципом распределения земель. Исследование также показало, что сельхозпроизводители, принадлежащие к группе коренного этнического населения, реже проявляли намерения по вовлечению в оборот заброшенных земель по сравнению с представителями некоренного этнического населения. Наиболее предпочтительными с точки зрения аграрного землепользования явились земельные участки, на которых уровень закустаренности и залесенности был выражен незначительно или закустаренность и залесенность отсутствовали. Полученные результаты создают основу для оценки региональной политики по регулированию сельскохозяйственного землепользования, которая должна быть направлена на повышение мотивации сельскохозяйственных производителей по вовлечению в оборот заброшенных сельскохозяйственных земель и сохранению при этом экосистемных услуг в регионах и странах, где проблема забрасывания земель стоит особенно остро, в частности в России.
Keywords: abandoned agricultural land; behavioral drivers; Bayesian networks; land-use change; land-use modeling; theory of land use (search for similar items in EconPapers)
JEL-codes: C11 Q12 Q15 (search for similar items in EconPapers)
Date: 2021
References: Add references at CitEc
Citations: View citations in EconPapers (4)
Downloads: (external link)
https://www.econstor.eu/bitstream/10419/243127/1/P ... andoned_farmland.pdf (application/pdf)
Related works:
This item may be available elsewhere in EconPapers: Search for items with the same title.
Export reference: BibTeX
RIS (EndNote, ProCite, RefMan)
HTML/Text
Persistent link: https://EconPapers.repec.org/RePEc:zbw:espost:243127
DOI: 10.14530/se.2021.3.059-102
Access Statistics for this article
More articles in EconStor Open Access Articles and Book Chapters from ZBW - Leibniz Information Centre for Economics Contact information at EDIRC.
Bibliographic data for series maintained by ZBW - Leibniz Information Centre for Economics ().